На пути к повышению духовно-нравственной культуры

Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Она отражает идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями его жизни и находящими отражение в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, литературы и искусства. Словом, культура – это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. По словам Н.А.Бердяева, именно культуре, а не политике и экономике, принадлежит духовный примат в общественной жизни [1, с.249]. А по мнению Д.С.Лихачева только на основе культуры возможен прочный гражданский мир, сопровождающий развитие личности.

Наверное, было бы слишком банально затевать разговор о богатейших культурных традициях России. Конечно, они во многом сохранены, и ныне высокий уровень образования и культуры не в меньшей мере определяет место нашей страны в мире, чем ее экономическая и военная мощь. Россия – страна 100% грамотности. По уровню охвата молодежи высшим образованием (32%) она находится примерно на уровне США (34%). В России ежегодно издается более 110 тыс. наименований книг и брошюр, 6,3 тыс. наименований журналов, 8,5 тыс. газет, работает 48 тыс. общедоступных библиотек с суммарным фондом почти в 1 млрд. экземпляров, действуют 600 театров, 7,5 тыс. кинотеатров, 2,5 тыс. музеев [2, с.149-151].

И тем не менее характерное для России в постсоветский период общее снижение уровня культуры, нравственности, духовности, которые характеризуют, прежде всего, нравственные начала общественной жизни и моральные законы поведения человека, — это тоже абсолютно непреложный факт. Конечно, кризис духовных ценностей, настоящая пандемия бездуховности и «антикультуры» не представляет собой чисто российского явления. Проблему «экологии души» стали уже относить к числу глобальных проблем современности [3, с.237-238], объясняя ее кризисным состоянием всей цивилизации и ее «цивилизационными разломами». Но это не меняет существа дела.

Заметное снижение общего «градуса» нравственности в нашей российской действительности тоже вполне объяснимо. Здесь прежде всего надо учитывать тот крутой исторический поворот, который страна пережила на рубеже 90-х гг., «когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась» [4, с.3], когда на долгое время была утеряна национальная идея и общество оказалось идеологически и нравственно дезориентированным. Наступлению, используя фразу Булгакова, «великого брожения умов» способствовал также глубокий политический, социально-экономический и экологический кризис 90-х годов, приведший к обнищанию значительной части граждан, запредельному социальному расслоению общества и совпавший по времени с крайним обострением политических и межэтнических противоречий внутри страны. Невольно вспоминается лаконичный, но достаточно едкий комментарий М.Жванецкого: — «Как мы живем? Раньше цель была – средств не было. Теперь и средств нет, и цели нет». Увеличение открытости страны, ее врастание в глобальное политическое, экономическое и культурное пространство, наряду с положительными привело и к целому ряду нежелательных последствий. На смену коллективистской коммунистической морали пришла мораль частного собственника, живущего в обществе потребления, когда смыслом жизни стали карьера и обогащение, а такие незыблемые истины как отношение к труду, к знаниям, к науке, к принятым нормам человеческого поведения отошли на второй и даже на третий план. Когда азартная погоня за материальным благополучием привела к выхолащиванию духовного начала, к заметной девальвации таких понятий как «семья», «любовь», «дружба». Когда откровенный культ денег, в советские времена подвергавшийся, пожалуй, наибольшему осмеянию, на наших глазах стал едва ли не главнейшим. Очень точно это охарактеризовал Юрий Визбор: «Теперь толкуют о деньгах – в портах, постелях, поездах». Когда думаешь о современном гипертрофированном культе денег, так и возникает в памяти «Остров сокровищ» Стивенсона, где выведен попугай, умевший выкрикивать только одно слово: «Пиастры!» Вспомним также о футболистах, которых клубы открыто продают и перепродают по баснословным ценам (португальца Роналду за 130, бразильца Каку за 95 млн. долл.), о давно уже ставших миллионерами отечественных хоккеистах, теннисистах, баскетболистах и тех же футболистах, самая богатая из которых теннисистка М.Шарапова заработала за свою карьеру 22 млн. долл. После этого не приходиться удивлятся тому, что ныне, по словам академика РАО А.С.Запесоцкого, имеющего богатый ректорский опыт, «семнадцатилетние требуют научить их только одному – как «бабки зашибать» [5, с.25].

Все это означает, что из джентльменского набора стандартов вестернизации мы умудрились заимствовать далеко не самое лучшее и не противостояли им – как это сделал, скажем, мусульманский мир. Включая и ту сексуальную революцию, которая произошла на Западе еще в середине XXв., но до нас дошла только после падения «железного занавеса». Зато теперь и мы познакомились со всеми проявлениями сексуальной распущенности, с гей-клубами, гей-парадами и т.п.

О том, что в подобном идеологическом перевоспитании, а, точнее выражаясь, в оболванивании нации огромную роль играют наши средства массовой информации не писал разве что только самый ленивый. Это относится и к печатным СМИ, которые тоже изрядно «пожелтели» и увлеклись материалами полуэротического и скандального содержания, но в особенности к телевидению, которое в погоне за коммерческим успехом и рейтингом давно перешагнуло все границы дозволенного. Данная проблема уже достаточно хорошо освещена в нашей педагогической литературе [6, 7, 8, 9], показавшей со всей убедительностью, что наше телевидение навязывает своим зрителям такую систему ценностей, в основе которой лежат материальные блага и чувственные удовольствия, а понятие свободы слова зачастую трактуется как произвол, проявляющийся через силу денег и пренебрежение к обществу. Что уровень насилия и жестокости в нем уже превысил эталонные западные образцы. К мнению ученых-педагогов нередко присоединяются и прогрессивные журналисты. Для примера сошлюсь на Ирину Петровскую, «золотое перо» которой давно уже заслужило доверие и любовь читателей: «Жаль, что последние эфирные островки, где еще можно найти смысл, накрываются безжалостной и разрушительной волной бессмыслицы [10]. В самом деле, с утра до вечера нам демонстрируют рекламные ролики, где преобладают стрельба, убийства, взрывы, пожары, насилие, эротика и другие непременные голливудские атрибуты. И это не говоря уже о многих откровенно пошловатых передачах, особенно юмористических, рассчитанных на довольно низменные вкусы публики. Так что интеллигентный человек, пройдясь по всем каналам, чаще всего останавливается на «Культуре», где, кстати, можно отдохнуть и от назойливой рекламы.

В отечественной педагогике уже достаточно разработан вопрос о т.н. субкультурах. Для примера можно привести субкультуру «новых русских», в которой вместо идеала справедливости господствует этика успеха, девиз «Бери от жизни все!» К сожалению, именно эта субкультура, основанная на вседоступности и вседозволенности и имеющая отчетливо выраженный пиарно-гламурный оттенок, пропагандируется нашими СМИ в качестве едва ли не образцовой. Хотя характерна она далеко не для всей страны и даже не для всей Москвы, а в первую очередь для некоторых ее элитных районов вроде всем известной Рублевки. И еще, наверное, для русской колонии в Лондоне, где, судя по печати, обосновались 300 тыс. русских и в том числе 100 сверхбогачей.

Второй пример – субкультура молодежи. Еще раз сошлюсь на А.С.Запесоцкого, который уже отмечал, что молодежь, стремясь к самоутверждению, по своему одевается, говорит, тусуется, отличается особым музыкальным вкусом [11]. Вульгаризм некоторых молодежных шлягеров действительно беспределен – чего стоит одна такая строка: «Восемнадцать мне уже, ты целуй меня везде!…» В том, что люди старшего поколения не воспринимают молодежную субкультуру, нет ничего удивительного, ведь так было испокон века. Достаточно вспомнить изречение 3000-летней давности: «Эта молодежь растленна до глубины души, молодые люди злонамеренны и нерадивы, никогда они не будут похожи на молодежь былых времен; молодежь сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру», которое было найдено при раскопках Вавилона.

К счастью, основная часть нашей молодежи не такая. Она нормально учится и трудится, ее представителей можно встретить в библиотеке, музее, театре, филармонии, в спортивном зале. Это как в известной бардовской песне:

Они в городах не блещут
Манерой аристократов,
Но в чутких высоких залах,
Где шум суеты затих,
Страдают в бродячих душах
Бетховенские сонаты
И светлые песни Грига
Переполняют их.

И все-таки современная молодежь многое восприняла из субкультуры «новых русских». Воспитанная уже в обществе потребления, она интересуется прежде всего вопросом: «А что я буду с этого иметь?» Не говоря уже о том, что среди наркоманов, хиппи, скинхедов, лимоновцев, «ночных бабочек» молодежь тоже составляет большинство. Особое беспокойство вызывает заметное снижение уровня патриотического воспитания молодого поколения. Так, о Великой Отечественной войне – о ее сражениях, полководцах и героях – в массе своей она знают очень мало. Ей, видимо, кажется, что все это было так давно как Полтавская и даже Куликовская битва. И вообще история Страны Советов ее очень мало интересует. В печати публиковались анкеты, свидетельствующие о том, что нынешние тинэйджеры в большинстве своем ничего не знают о Ленине или, скажем, о Буденном. Да и среди студентов встречаются целые академические группы, где никто не слышал фамилию Юрия Гагарина! И это не говоря уже о массовом отлынивании от службы в армии. Можно ли представить, что из рядов нынешнего молодого поколения в случае надобности вышли бы Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Николай Гастелло, Олег Кошевой, Алексей Маресьев? Наверное, только при очень богатом воображении. Несколько лет назад был проведен социологический опрос, показавший, что революционеры (Павка Корчагин, Че Гевара) остались кумирами только для 1% современной молодежи, тогда как для всех остальных или стали поп- и рок-звезды, представители так называемой золотой молодежи, успешные бизнесмены, олигархи – и это очень симптоматично. Аналогичный опрос 2009 г. добавил к этому перечню еще судей и фотомоделей.

А теперь попробуем охарактеризовать конкретные проявления того процесса снижения уровня массовой культуры и нравственности, о котором уже было сказано выше.

Начнем с того, что мы, увы, перестали быть самой читающей нацией. Теперь уже никто не вспоминает анкету молодого Маркса, в которой на вопрос о любимом занятии он ответил: «Рыться в книгах». Забыты и замечательные слова Василия Сухомлинского о том, что школа становится подлинным очагом культуры только тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги. Так что нынешние родители видят своих детей за книгой тогда, когда выходит очередной том Гарри Поттера. По данным ВЦИОМ 2009г. 35% россиян не читают книги вообще. По этому поводу газета «Аргументы и факты» уже объявила дискуссию под лозунгом: «Поколение, которое не прочтет ни Чехова, ни Тургенева». Очень характерны и заголовки уже поступивших откликов: «Россию превращают в страну дураков» (С.Капица), «Поколение без души» (С.Говорухин). С таким поколением инновационную экономику не создать. Да и духовность не повысить. Чтение стихов, которое в 60-е годы собирало стадионы, теперь, похоже, вообще вышло из употребления.

Понятно, что этот парадокс объясняется прежде всего вторжением в нашу жизнь информационных технологий, которые по идее должны были сделать традиционную гуманитарную сферу более эффективной, придя на помощь человеческому мозгу, но на деле стали вытеснять из обращения книгу. Думается, что несмотря на появление электронных библиотек и «читалок» (e-books), стать по-настоящему культурным человеком только с их помощью вряд ли возможно. Свои сомнения по поводу приобщения к подлинной культуре с помощью Интернета высказывал еще А.И.Солженицын. Хочу также полностью поддержать своего питерского коллегу Э.Л.Файбусовича, который сетует на то, что использование информационных технологий «не столько высвобождает время для интеллектуальной деятельности, сколько порождает умственную леность, гасит творческую мысль» [12].

В качестве яркого примера снижения культурного уровня и элементарной грамотности приведу популярное ток-шоу первого канала нашего ТВ «Кто хочет стать миллионером?» Специально смотрю его по субботам для пополнения коллекции перлов малограмотности. Если ограничиться только литературой, то как не удивляться тому, что люди преимущественно с высшим образованием не знают в какой стране происходит действие романа Хемингуэя «По ком звонит колокол», кто написал «Сирано де Бержерак» и даже что просил Чацкий в заключительной сцене бессмертного «Горя от ума» — карету или велосипед. Все это напоминает рассказ Евгения Евтушенко о молодом литераторе, произведение которого в редакции не приняли, посоветовав ему продолжить свое самообразование и прочитать хотя бы «Повести Белкина». Через неделю литератор снова пришел в редакцию и сказал, что перерыл все библиотеки, но такого писателя – Белкина – не нашел… Почти все вопросы по истории и географии тоже оказываются вопросами на засыпку. А когда претендующий на миллион вдруг обращается к подсказке («помощи зала») обнаруживается, что этот зал в простейших вопросах разбирается еще хуже. И уж совсем непонятно зачем вместо обычных никому не известных людей первый канал стал приглашать для участия в этой игре известных артистов, спортсменов, менеджеров – чтобы доказать, что и у них «проходной балл этого ЕГЭ» довольно низкий?

Недостаток общей культуры влечет за собой и недостаток нравственности. Не составляет секрета, что для значительной части молодежи нравственные идеалы ограничиваются дискотекой, популярной вокальной группой, заезжей рок-звездой и футболом. Как это ни прискорбно, но произошла девальвация понятия о чести. За нравственный проступок, из-за которого еще в XIXв. люди стрелялись на дуэли или шли на самоубийство, теперь и вообще можно не понести наказания. Впрочем, на Кавказе до сих пор существует обычай кровной мести, но это, надо полагать, другая крайность. Когда умер известный физик и нобелевский лауреат академик А.М.Прохоров, в печати появилась информация о придуманных им железных правилах жизни (ЖПЖ), которые включали и самое простое – не переедать, не перепивать, гулять перед сном, и самое главное – быть преданным своей Родине, верным чести и долгу. Как бы преобразилось наше общество, если бы стало следовать этим правилам!

Большие потери страна понесла и в культуре семейных отношений. Распад семьи как важнейшей социальной ячейки общества в нашей научной литературе уже был оценен как один из важнейших ударов по современной мировой цивилизации. Действительно, тяжелые экономические, финансовые, жилищные и прочие условия, падение общественной нравственности уже привели к тому, что вместо мужа, а подчас и наряду с ним, появился «друг» и, соответственно, вместо жены, а подчас и наряду с ней – «подруга». К тому же на протяжении жизни они зачастую не раз меняются. Все это пагубно сказывается на физическом и психическом здоровье детей, равно как и появление такого массового явления как семья с одним родителем. Надо ли доказывать, что и России не удалось избежать этого удара. Что и у нас теперь тоже достаточно бой-френдов, гражданских жен и мужей, бездомных детей. И это не говоря уже о том, что по числу разводов и абортов наша страна занимает в мире ведущее место. И это абстрагируясь от таких специфически российских явлений как продолжающаяся депопуляция и довольно-таки уродливая половая структура населения, когда на 1000 мужчин приходится 1161 женщина [2, с.82].

Не лучше, если не еще хуже, обстоят у нас дела с культурой поведения. Если начать с курения, то по производству сигарет Россия во всем мире уступает только Китаю и США, с той только разницей, что в США это производство снижается, а в России, напротив, растет [13, с.166,167]. По среднегодовому потреблению сигарет из расчета на душу населения в день (6,4 штуки) мы делим с Македонией 6-е место в мире, тогда как США, где борьба с курением возведена в ранг государственной политики, не входят даже в первую двадцатку курящих стран [14, с.88]. Статистика говорит о том, что в России курят более 63% мужчин и значительная часть женщин, причем заболевания, вызываемые употреблением табака, укорачивают им здоровую жизнь на 12-13 лет. Ежегодно эта пагубная привычка уносит жизни 350-400 тыс. человек! При этом табак убивает людей в старших трудоспособных возрастах, самую квалифицированную рабочую силу. Но по подростковому курению мы тоже на одном из первых мест: 2/3 российских старшеклассников уже имеют опыт курения, а более 1/3 подростков курят регулярно.

Еще хуже обстоят у нас дела с потреблением алкогольных напитков. Всемирная организация здравоохранения установила предельно допустимую дозу «абсолютного алкоголя» — 8 л. в год на человека, но в России по официальным данным оно достигает 18 л. [15, с.19]. Так что по этому показателю мы снова оказываемся впереди планеты всей. По данным медицинской статистики почти 3 млн. россиян вовлечены в тяжелое болезненное пьянство [15, с.19], а злоупотребление «зеленым змием» ежегодно губит около полумиллиона (!) жизней. На алкоголь приходится 30% всей мужской и 15% женской смертности, большая часть убийств, самоубийств, ДТП со смертельным исходом. При этом возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет, так что ныне им «балуется» уже более 80% подростков. Об этом говорится в докладе о масштабах алкоголизма в стране, представленном в июне 2009г. Общественной палатой. А по данным той же ВОЗ из-за потребления алкоголя из 100 юношей-выпускников школ 2009г. до пенсии доживут лишь 40, тогда как, скажем, в Англии – 90 [16]. А вот и красноречивое высказывание спикера Госдумы Б.Грызлова: «Россияне каждый год «пропивают» столько же новых автомобилей, сколько покупают».

Статистика позволяет установить и пристрастия разных стран к разным алкогольным напиткам. Например, во Франции 2/3 приходится на вино, в Великобритании более ½ — на пиво, а в России 70% — на водку. По потреблению вина мы не входим даже в первую двадцатку стран, а жаль. В качестве лирического отступления вспомним как писали о вине Пушкин («Вошел, и пробка в потолок…», «Откупорить шампанского бутылку…», «Полнее стакан наливайте…» и др.), Цветаева («Моим стихам как благородным винам наступит свой черед…») или Мандельштам («Ангел Мери, дуй коктейли, пей вино»). По потреблению пива из расчета на душу населения Россия занимает шестое место в мире, несколько уступая только таким самым «пивным» странам как Чехия и Германия [13, с.88]. Мы уже привыкли с утра до вечера видеть по ТВ рекламу разных сортов пива. А на улице встречать молодых людей с непременной банкой или бутылкой этого напитка, которым и в голову не приходит, что это безнравственно. И все-таки главным алкогольным напитком в России всегда была и остается водка – и гордость ее, и ее проклятие. В стране на каждого человека, включая младенцев сегодня потребляется 90 полулитровых бутылок водки в год. И к тому же значительная их часть приходится на разного рода суррогаты. Так и приходит на память известная песня Высоцкого про тех, кто пьет «в такую рань такую дрянь».

Из всех отрицательных последствий алкоголизма хочется особо выделить дорожно-транспортные происшествия. В 2008г. на автодорогах России произошло 218 тыс. ДТП, в которых погибло 29 тыс. и было ранено 270 тыс. человек [2, с.280]. Эти показатели относятся к числу самых высоких в мире. А по числу автоаварий на душу населения Россия уверенно сохраняет первое место. Об этих авариях из утренних новостей мы узнаем почти каждый день. И они тоже не могут не влиять на то, что средняя продолжительность жизни мужчин в России – 61 год оказывается ниже среднемирового показателя и сопоставимой с уровнем таких стран как Сенегал и Йемен.

К теневым сторонам культуры поведения следует отнести и такое явное проявление вестернизации как увлечение азартными играми. По всей стране в игорный бизнес оказались втянутыми 3-4 млн. человек. Только в одной Москве в конце 2008г. насчитывалось 56 казино и 1300 игорных залов [17]. В результате пресса была полна сообщениями о маленьких трагедиях в среде малоимущих: отцы семейств не успевали донести до дома свою зарплату, старики отдавали «одноруким бандитам» свои пенсии, студенты спускали в автоматах свои стипендии, а школьники начали воровать деньги у родителей. Словом, игромания стала еще одним социальным явлением, а точнее – бедствием. Добавим к этому перечню еще и армейскую дедовщину, как проявление самых низменных кулачно-первобытных нравов.

К культуре поведения безусловно относится и культура речи. И тут приходится учитывать еще один наш национальный бич – сквернословие. Конечно, это в первую очередь одно из производных алкоголизма, поскольку, как известно, у пьяного всегда есть что сказать людям. Но, увы, сквернословия вполне достаточно и вне связи с алкоголем: когда мимо вас по улице проходят два-три молодых парня, вы рискуете за эти секунды получить смертельную дозу «латыни», потому что иначе они вообще не изъясняются. Однако, судя по всему, сквернословие достаточно широко распространено и в разных эшелонах власти, даже у людей образованных, окончивших университеты и академии. Но интеллигентными их из-за этого назвать никак нельзя. А вот баталовского Гошу из фильма «Москва слезам не верит», который явно никаких академий не кончал, хочется назвать интеллигентом. Но речь идет не только о бытовом сквернословии, которому подвержена примерно половина россиян, теперь ненормативную лексику можно встретить в произведениях известных писателей, в театральных спектаклях, в репликах звезд шоу-бизнеса. Видимо, они полагают, что таким манером «идут в народ».

Прямым следствием такого разрушения и деформации традиционной гуманистической системы ценностей стали криминализация всего комплекса общественных отношений, рост конфликтности практически во всех социальных группах общества. В нашей педагогической литературе уже предпринимались попытки как-то объяснить такую, по терминологии ООН и ЮНЕСКО «конфликтологическую культуру». В частности, разной включенностью людей в рыночные отношения, хронической нехваткой средств для содержания семьи, потерей работы, крахом надежд на получение достойного образования, страхом за жизнь сыновей, ожидающих призыва в армию, болезненным разрывом с близкими, оказавшимися за пределами России. А также особенностями сложившейся еще в советскую эпоху российской ментальности с ее монологическим стереотипом мышления, когда собственная позиция выдается за единственно правильную и безальтернативную, тогда как всем другим нужно «давать отпор» [18, с.83].

Одним из закономерных последствий такого всплеска конфликтогенности в российском обществе стал рост преступности. Согласно официальной статистике, в 2008г. в России было зарегистрировано 3,2 млн. разного рода преступлений. Больше половины из них приходится на кражи, затем идут грабежи, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, разбойные нападения, нарушения правил дорожного движения и т.д. Но и убийств и покушений на убийство было совершено 20 тыс. [2, с.156], т.е. примерно столько же, сколько в США, население которых почти в два с лишним раза больше. О заказных убийствах, криминальных разборках, террористических акциях – особенно на Кавказе – мы слышим постоянно. Так нужно ли удивляться тому, что ныне в тюрьмах и СИЗО пребывает более 900 тыс. россиян, а это почти столько же, сколько их служит в армии. По общему количеству заключенных Россия уступает только США и Китаю [2, с.158-159, 13, с.85].

Поскольку о ДТП уже было сказано, хотелось бы остановиться еще на таком социальном недуге как наркомания.В 2008г. было зарегистрировано 233 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и осуждено 100 тыс. человек [2, с.156,159]. Но эти цифры еще не дают полного представления о масштабах бедствия. Чтобы лучше представить какую угрозу наркомания и связанная с ней преступность представляют для национальной безопасности России, к ним необходимо добавить следующее. По данным Федеральной службы РФ по контролю над наркотиками в 2009г. на официальном учете состояло 550 тыс. наркоманов, но реальное их число составляет 2-2,5 млн. человек, причем за последние 16 лет оно увеличилось в 20 раз! [19]. Уровень потребления наркотиков в России в 8 раз превосходит аналогичные показатели для стран Европы, а от передозировки наркотиков ежегодно умирает 10 тыс. человек. Наркомания обходится России в 1,5 трлн.руб., а объем экономического ущерба от нее в совокупности достигает 2,5% нашего ВВП. Кроме того, нужно учитывать, что каждый героиновый наркоман ежедневно тратит 1200-2000 руб., и в результате до 60% имущественных преступлений (краж, грабежей, разбоев и вымогательств) совершается именно наркоманами – с целью получения средств для приобретения наркотиков [20, с.140,144]. И это не говоря уже о том, что наркомания (как и гомосексуализм) обычно идет в ногу со СПИДом. Россия входит в группу стран, где доля населения, инфицированного ВИЧ/СПИДом находится в пределах 1-3%. Хотя эта доля вроде бы и невысока, она все же выше, чем в большинстве стран мира.

Но официальная статистика характеризует далеко не все виды преступлений и правонарушений. Например, к ней необходимо добавить такие их формы как мошенничество, коррупция, педофилия, рейдерство.

Что касается мошенничества, то, наверное, большинство россиян еще не забыло финансовые пирамиды 90-х гг. – такие как МММ Мавроди, «Хопер-инвест» Константинова, «Властилина» Соловьевой, банк «Чара» Францевой, которые разорили многие миллионы доверчивых российских граждан. Подобные же аферы довольно часто раскрываются и в наши дни.

А о коррупции все мы слышим без преувеличения с утра до вечера. У большинства населения вызывает неприятие деятельность бизнесменов, которые хитрят с налогами, экономят на социальных расходах, стремятся к получению прибыли не с оборота, а от запредельного повышения цен на товары и услуги, причем деньги вкладывают не столько в реальную экономику сколько в зарубежные офшоры, где их и «отмывают». Однако, как показывают все социологические опросы, еще большее возмущение в народе вызывает коррумпированность чиновников, численность которых за последние десять лет увеличилась вдвое и уже превысила 1,5 млн.человек. Коррупция чиновников выражается прежде всего в корыстном использовании ими своего служебного положения для личного обогащения. Такая деловая коррупция включает в себя взятки при разнообразных контактах частного сектора с государственной властью (выдача лицензий на открытие своего дела, доступ к предоставляемым государством товарам и услугам, право на льготное налогообложение и др.). А уж случаев, когда криминальные структуры «кормят» милицию и местных чиновников просто не счесть. По оценкам одного из самых авторитетных исследователей этого явления Г.Сатарова, объем рынка деловой коррупции в России только в 2002-2005 гг. вырос почти в 10 раз. По отношению к ВВП страны он составляет 54%, что, кстати свидетельствует о масштабах нашей теневой экономики [21]. А ведь есть еще коррупция при поступлении в вузы, есть рэкет, есть милицейские «оборотни в погонах». Что же тут удивляться тому, что по индексу коррумпированности Россия опережает подавляющее большинство стран мира и на «карте продажности» выглядит одним из главных фигурантов [22].

Не менее, если не более тяжким преступлением, следует считать педофилию, которая в последнее время приобрела прямо-таки характер эпидемии. По сообщениям печати только в 2008г. жертвами такого рода преступлений стали 126 тыс. несовершеннолетних, почти 2 тыс. из которых погибли [23]. Получила распространение и детская порнография. С каждым годом все большее распространение получает и рейдерство – самовольный захват частной собственности: успешно действующих частных предприятий, дач, домов отдыха, земель и строений бывших колхозов и совхозов. Чтобы закончить разговор о преступности, хотелось бы обратить внимание еще на две особенности.

Во-первых, это рост молодежной агрессивности и молодежного экстремизма. Почти каждый день СМИ сообщают нам о новых фактах такого рода. То малолетние подонки зверски убивают человека или измываются над малолетними же девочками, то агрессивные боевики – скинхеды расправляются с «инородцами» или затевают массовые драки на этнической почве, то, наоборот, представители кавказской диаспоры без всякого повода избивают местных парней с криком: «русские свиньи!» И все это происходит не столько в глухой маргинальной провинции, сколько в больших городах, включая Москву и «культурную столицу» страны – Притер. В результате стоит ли удивляться тому, что из совершаемых ежегодно преступлений 100-150 тыс. приходится на подростков от 14 до 17 лет [2, с.157].

Во-вторых, это рост организованной преступности. По опубликованным в печати сведениям в России активно действуют свыше 6 тыс. преступных формирований, объединенных в 150 криминальных сообществ, которые поделили страну на сферы влияния. Благодаря этому преступному миру удалось взять под свой контроль многие сферы социальной жизни: по мнению экспертов, это 40% частного бизнеса, 60% государственных предприятий и от 50 до 85% банков [24, с.42]. В качестве наглядного примера организованной преступности можно привести нелегальный наркобизнес, который уже превратился в структуру, охватывающую финансирование, производство, маркетинг, транспортировку, продажу наркотических средств, а также систему отмывания денег, полученных от реализации наркотиков.

Не углубляясь в необъятный вопрос о том как подобное снижение уровня культуры и нравственности влияет на человеческий потенциал страны, хотелось бы затронуть только один из его подвопросов – о судьбе интеллигенции в России. Он особенно важен потому, что в постиндустриальном обществе интеллектуальная элита по идее должна играть руководящую роль. И потому, что интеллигенция – это мозг нации, ее, если угодно, «дрожжи» или, образно говоря, тонкий озоновый слой, предохраняющий все общество от вредных излучений. Так что польский поэт и афорист Станислав Ежи Лец был безусловно прав, когда написал: «Интеллигенция – это слой, предохраняющий от ханжества». Но все же этого мало. Ведь именно интеллигенции в наибольшей мере свойственны напряженная духовная жизнь, приближенность к богатству мировой и национальной культуры, идейная принципиальность, склонность к инновациям, в сочетании с совестливостью, социальной справедливостью, порядочностью, толерантностью, независимостью суждений, бескорыстностью и другими качествами подлинного интеллектуала. Хотя, наверное, русская интеллигенция имеет и своим особенности. Во всяком случае в Оксфордском толковом словаре сказано, что это люди – такие как А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, Д.С.Лихачев – которые неравнодушны к судьбе тех кому живется хуже, чем им. Кстати, и сам Чехов дал замечательную характеристику воспитанного человека, отметив такие его качества как уважение человеческой личности, чистосердечность, боязнь лжи, неболтливость, несуетность. Недавно о российской интеллигенции очень точно и ёмко написал бывший председатель правительства СССР Н.И.Рыжков: «Честность — величина постоянная, а не изменяющаяся от времени и ситуации. Российская интеллигенция потому и была почитаема в нашем обществе, что она проповедовала свои идеи, убеждения вопреки официальной идеологии, вопреки властям. Гонения и страдания были платой за ее беззаветную защиту правды и справедливости. Но она жила. И ее голос звучал даже через стены, и народ улавливал его» [25, с.31].

Однако с переходом к рыночной экономике и сугубо прагматическому стилю мышления и в этом защитном слое стало появляться все больше «озоновых дыр». Часть интеллигенции пошла во власть, часть – в бизнес, часть уехала на Запад, так что положение становится все более тревожным. Еще в 1997г. в «Известиях» была опубликована поистине бьющая в набат статья Даниила Гранина о судьбе русской интеллигенции, вызвавшая большую волну откликов [26]. То же можно сказать и об опубликованной в «Литературной газете» в 2005г. статье академика РАО А.В.Петровского [27]. И уже совсем недавно известный журналист В.Костиков написал об интеллигенции как о «вымирающей породе» [28], а академик РАО А.С.Запесоцкий назвал Д.С.Лихачева «последним российским интеллигентом» [5, с.85].

И всем им трудно возразить. Еще в сравнительно недавнем прошлом интеллигента можно было безошибочно опознать по подписке на толстые литературные журналы – такие как «Новый мир», «Знамя», «Москва», «Дружба народов», «Иностранная литература» и др., а сейчас они либо умерли, либо находятся при последнем издыхании. Вся эта интеллигенция была еще из среды «старых русских». Может ли прослойка «новых русских» сформировать новую ротацию интеллектуалов?

А.С.Запесоцкий рисует образ такого интеллигента нового поколения, который будет уважительно относиться к собственности, не станет воспринимать накопленное добро как символ мещанства и «рубить его шашкой как это делал некогда герой розовской пьесы» [5, с.159]. Наверное, и это возможно.

А теперь пришло время ответить едва ли не на самый главный вопрос – о мерах государства и общества по предотвращению дальнейшего снижения уровня культуры и нравственности российского социума. Похоже, что после долгого периода фактического бездействия эти меры наконец-то стали приобретать более систематический и решительный характер. И во многих случаях – по личной инициативе Президента РФ Д.А.Медведева.

Известно, что борьба с алкоголизмом велась и в советские времена, но система лечебно-трудовых профилакториев и вытрезвителей оказалась малоэффективной. Поэтому М.С.Горбачев и решился на свою антиалкогольную компанию 1985-1987гг., которая привела к сокращению продажи алкогольных напитков в 2,7 раза. Эту кампанию принято подвергать резкой критике и высмеиванию. Действительно, она вызвала резкий рост самогоноварения и массовое потребление разного рода алкогольных суррогатов: только в 1987г. население СССР выпило почти 1 млрд. флаконов парфюмерных изделий и около 900 тыс. литров стеклоочистительных жидкостей [15, с.19]. Сошлюсь на еще одну полушуточную бардовскую песню того времени:

Тошно, и горит в груди,
И куда теперича?
Со стены в упор глядит
Лик Михал Сергеича!
И в округе ни души,
Заперты все двери!
Дорогие алкаши,
Как нам жить теперя?

Конечно, ни в коем случае не следовало вырубать виноградники Крыма, Северного Кавказа и Молдавии. И все-таки замысел горбачевской кампании по большому счету был оправдан, поскольку во время длительного брежневского застоя (когда все слышали одно, а в жизни видели совсем другое) вслед за рабочим классом начала спиваться и интеллигенция, так что надо было что-то делать. К тому же никак нельзя забывать о том, что эта кампания привела к сильному сокращению смертности, сохранив за пять лет жизни более 1 млн. россиян.

В 2009 г. государство снова резко активизировало свою антиалкогольную деятельность. Была ограничена реклама алкогольных напитков и начата «антиреклама», были введены более строгие наказания за вождение автомобиля в нетрезвом виде. До конца года должен быть подготовлен проект концепции госконтроля за производством и продажей алкогольной продукции, который предусматривает повышение цен на винно-водочные изделия, запрет их продажи лицам моложе 21 года, расширение сети наркологических диспансеров и создание 500 «центров здоровья» (улучшенных вытрезвителей). В стадии обсуждения находится вопрос о введении госмонополии на спирт, которая в 60-х гг. уже была и которая по расчетам может принести дополнительные доходы бюджету в объеме 300-400 млрд. руб. в год. Но для такой накачки бюджета «пьяными» деньгами нужно будет сделать почти невозможное – ликвидировать огромный подпольный рынок водки, который, по данным Счетной палаты, обеспечивает 30-50% ее производства. Ближайшая цель – снизить душевое потребление алкоголя хотя бы до 14 л. на человека в год.

Гораздо активнее стала вестись и борьба с наркоманией, главная задача которой – противостоять массированному воздействию со стороны международного наркобизнеса, для которого Россия служит одним из главных путей перемещения наркотических средств, и в особенности таких жестких наркотиков как опиаты. В основном они поступают из стран т.н. Золотого полумесяца – Ирана, Пакистана и в особенности Афганистана, в котором ныне собирают более 90% мирового урожая опийного мака. Для объединения усилий по борьбе с этим наркотрафиком государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Россия и еще несколько стран СНГ, уже создали специальный Координационный совет и начали проводить совместные мероприятия. В 2009г. в ОДКБ было начато формирование коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), располагающих спецподразделениями по борьбе с наркобизнесом, были приняты дополнительные меры для укрепления таджикско-афганской границы. В начале года Россия и Афганистан подписали важные соглашения о совместном противодействии наркомафии.

В сентябре 2009г. на заседании Совета Безопасности Д.А.Медведев предложил новые меры по ужесточению борьбы с наркоманией. Они предусматривают совершенствование уголовного законодательства за распространение наркотиков, а также ряд профилактических мер. Исходя из того, что 2/3 российских наркоманов – лица моложе 30 лет, на предмет употребления наркотиков было предложено проверять школьников и студентов. Для этого при диспансеризации будет проводиться специальное тестирование.

То же можно сказать и о борьбе с коррупцией, которая была объявлена приоритетной задачей на самом высоком уровне. Впервые за весь современный период развития для этого была создана новая нормативная база. По инициативе Президента РФ был составлен Национальный план противодействия коррупции, создан соответствующий Совет, принят пакет антикоррупционных законов. В Национальном плане затронут широкий круг вопросов, включающий подготовку кадров для государственной службы и повышение социальной поддержки с одной стороны и ужесточение контроля за имущественным положением – с другой. Отныне декларирование доходов стало обязательным не только для самих госслужащих, но и для членов их семей. Были ужесточены и стали более неотвратимыми и наказания за коррупцию. Хотя по пути Китая, где за 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество было привлечено около 1 млн. сотрудников партийно-государственного аппарата, а с 2000г. 10 тыс. чиновников, включая министров, губернаторов и мэров, пошли под «вышку» [29, с.33] Россия все же не пошла. Был закрыт такой рассадник коррупционной деятельности как печально знаменитый Черкизовский рынок в Москве.

В борьбу с отмеченными выше общественными недугами более активно включилась и Государственная Дума. Так, она приняла строгий закон об ограничении игорного бизнеса, согласно которому с 1 июля 2009г. были закрыты все игорные заведения и приравненные к ним покерные клубы. Отныне они могут располагаться только в четырех официально разрешенных местах, что в общем соответствует и международной практике; достаточно вспомнить американский Лас-Вегас. В том же году Госдума приняла законопроект с поправками в Уголовный кодекс РФ, направленными на усиление уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Отныне любителям детской клубнички грозит более длительный тюремный срок (до 20 лет) и запрет заниматься определенными видами деятельности. Но на практике уже отмечены случаи, когда за изнасилование и убийство ребенка суды дают преступнику пожизненный срок заключения. В Госдуму внесен также проект закона о химической кастрации педофилов. Можно добавить, что наконец-то начата разработка мер по борьбе с рейдерством, которое генпрокурор Ю.Чайка назвал «чумой российской экономики».

Больше усилий стало прилагаться и к тому, чтобы преодолеть кризис личности, с которым напрямую связаны и кризисы в политической, экономической и особенно в социальной сферах жизни. Здесь необходимы согласованные действия власти, СМИ, семьи, школы и вузов, а также Русской православной церкви, которая все более активно занимается вопросами культуры и духовности граждан. И вот уже Всемирный Русский Народный Собор обсуждает проблему отрезвления россиян, Госдума предоставляет религиозным учебным заведениям возможность выдачи дипломов государственного образца, а Президент объявляет главам крупнейших конфессий о том, что поддерживает предложение о добровольном изучении религии в средней школе и о введении института военных священников. К этому можно добавить усиление государственных мер по борьбе с курением, включающих разработку программы «Армия без табака», согласно которой к 2020г. должны бросить курить до 90-95% солдат и офицеров. И даже в телевизионных программах наконец-то наметились перемены к лучшему: многие художественные (пусть даже на уровне мелодрамы), исторические, документальные фильмы и сериалы стали нести гораздо большую смысловую нагрузку. Все это свидетельствует о серьезной попытке возродить государственно-общественную систему воспитания российских граждан.

Естественно, что в этих условиях Российская академия образования тоже акцентирует свои усилия на вопросах не только обучения, но и воспитания – в полном соответствии с идеями А.С.Макаренко, наконец-то нашедшими более полное отражение в новой редакции закона РФ «Об образовании». Достаточно сослаться, на последние статьи президента РАО Н.Д.Никандрова [4, с.30], на установки разработчиков нового Федерального государственного стандарта общего образования [31, 32, 33, 34]. Из них вытекает, что в основу нового ФГОС положена идея социокультурной модернизации нашего общего образования – с целью воспитания людей с новым мышлением, новыми мотивацией и стилем поведения, способных жить и работать в системе все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений. При этом в основу социализации подрастающего поколения положена Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой приведен перечень базовых национальных ценностей – таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, отношение к семье, труду и творчеству, к науке, литературе и искусству, к традиционным российским религиям, окружающей природе и окружающему миру.

Откровенно говоря, очень хотелось бы, чтобы теперь большее внимание было обращено и на воспитание студентов, которых у нас более 7,5 млн. Из печати известно о нескольких молодежных организациях, но пока по массовости они просто несравнимы с ушедшим в историю комсомолом, так что и студенческая молодежь по большей части оказывается вне зоны общественного воспитания. Поэтому, прощаясь со своими студентами на традиционном «последнем звонке», считаю своим долгом дать им последнее напутствие, путевку в жизнь [35].

Говорю о том, что им совершенно не запрещается быть современными прагматиками и думать о карьере. Но они должны понимать, что нужны Родине прежде всего не как новые русские предприниматели, а как новые русские интеллигенты. Но для того, чтобы этого достигнуть, нужно очень много работать, и здесь вполне уместны некоторые исторические примеры. Так, Людовик XIV, Король-Солнце, находившийся на престоле 72 года, работал, говорят, по 16 часов в день. Петр I начинал свой рабочий день в 5 часов утра, Екатерина II начинала его в 6 часов. Николай I вставал на рассвете, проводил за рабочим столом по 18 часов в день, а аудиенции назначал на восемь, а то и на семь часов утра. Папа римский Иоанн Павел II начинал свой рабочий день в пять часов утра. Так они-таки многое успели!

И еще одно пожелание – не откладывать, памятуя шуточную фразу: «Жизнь так коротка, что не каждый успевает стать человеком». Советую студентам вспомнить о том, что Михаил Шолохов написал первую часть «Тихого Дона» в 23 года, а Валентин Серов в таком же возрасте создал свою «Девушку с персиками». Что Чарльз Дарвин отправился в свое путешествие на «Бигле», когда ему тоже было 23 года. В 24 года Пушкин в Кишиневе начал писать «Евгения Онегина», Энгельс в этом же возрасте написал «Положение рабочего класса в Англии», а Миклухо-Маклай отправился на Новую Гвинею. В 25 лет Микеланджело изваял «Пьету», а Ньютон сформулировал основные положения закона всемирного тяготения. В 26 лет Пушкин написал «Бориса Годунова», Эйнштейн создал специальную теорию относительности. А вот и пример из XX века: основатель кибернетики американец Норберт Винер уже в 18 лет получил степень доктора философии. Так что если начать по-настоящему трудиться смолоду, то легче будет достигнуть в жизни своего Мыса Доброй Надежды.

Но самое главное – быть патриотом. Во время знаменитого Трафальгарского сражения адмирал Нельсон поднял на своем флагмане «Виктори» сигнал: «Англия надеется, что каждый исполнит свой долг». И нам всем нужно исходить из того, что над Кремлем поднят сигнал: «Россия надеется…» К России же можно отнести известные слова президента США Джона Кеннеди, обращенные к народу: «Не спрашивайте Америку, что она сделала для вас, скажите лучше что вы сделали для нее».

А заканчиваю свое напутствие либо строкой из Ломоносова: «Дерзайте, ныне ободрены…», либо строчкой из «Марсельезы»: «Вперед, сыны отчизны милой, мгновенье славы настает…», с которым как бы перекликается любимый призыв Президента Д.А.Медведева: «Россия, вперед!»

Еще на заре советской эпохи нарком просвещения РСФСР А.В.Луначарский говорил о том, что «единственный предмет изучения, собственно говоря, есть человеческая культура». Сравнительно недавно академик Д.С.Лихачев предсказывал, что XXI век станет веком гуманитарной культуры, которая для человека любой профессии должна трактоваться в широком мировоззренческом аспекте – с включением искусства, науки, философии, религии, морали, нравственности. Фундаментом такой культуры служит все содержание образования – комплекс знаний, идей, ценностных представлений, способов познания, мышления, практической деятельности, без овладения которыми невозможны взаимопонимание и взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы. В таком приоритете гуманитарной культуры нет ничего обидного и для представителей естественных и точных наук, которые тоже несут большую мировоззренческую нагрузку. В самом деле, разве академиков П.Л.Капицу, Н.Н.Семенова, М.В.Келдыша, А.Д.Сахарова, Л.Д.Ландау, В.В.Раушенбаха, Н.Н.Моисеева, В.Л.Гинзбурга можно записать только в разряд «технарей»? Скорее на ум приходит уже полузабытое представление о «физиках» и «лириках». Из всего сказанного следует, что гуманитарная, духовная, нравственная культура нужна каждому гражданину российского общества. Ибо оно лишь тогда сможет решать масштабные национальные задачи, когда создаст единую систему нравственности. Но чтобы сделать XXI век действительно веком гуманитарной культуры, надо еще поработать.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства – М,: 1990
2. Россия в цифрах. 2009. Краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2009
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.: Дрофа, 2009.
4. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России.
// Педагогика, 2008, № 9.
5. Запесоцкий А.С. Позиция. Избранная публицистика. – СПб, 2008.
6. Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском телеэкране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций. // Образование и информационная культура: социологические аспекты. /Под. Ред. В.С.Собкина. – М, 2000.
7. Запесоцкий А.С. Образование и средства массовой информации как факторы социализации современной молодежи. СПб, 2008.
8. Никандров Н.Д. РАО: итоги деятельности и перспективы научных исследований. // Педагогика, 2009, № 1
9. Берулава М.Н. Нация в опасности. // Педагогика. 2009, № 5.
10. Петровская И. Исчезновение смысла. // Известия, 2009, 3 июля.
11. Запесоцкий А.С. Отцы и дети. – СПб, 2006.
12. Файбусович Э.Л. Интернет-угроза человеческому интеллекту. // Методическая газета «География», 2009, № 16.
13. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.
14. Мир в цифрах. 2009. Карманный справочник. – М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 2009.
15. Онищенко Г. Градус крена. // Аргументы и факты, 2009, 17 июня.
16. – Аргументы и факты, 2009, № 35.
17. – Известия, 2008, 16 ноября.
18. Яковлева Т.Н. О конфликтологической культуре молодежи // Мир образования – образование в мире. – М.: 2006, № 1.
19. – Известия, 2009, 23 сентября.
20. Хатаев А.Ц. Мировой наркобизнес. // Международная жизнь. // 2009, № 1.
21. Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию. // Вопросы экономики. – 2007, № 1.
22. Коррупция в мире и в России. // Методическая газета «География», 2008, № 20.
23. – Известия, 2009, 24 июня.
24. Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность. – М. ЮНИТИ, 2008.
25. Рыжков Н.И. Трагедия великой страны. – М. Вече, 2007
26. Гранин Д. Русская интеллигенция уходит. // Известия, 1997, 5 июня.
27. Петровский А.В. Интеллигенция при наличии отсутствия. // Литературная газета, 2005, № 43.
28. Костиков В. Интеллигенция в России утрачивает свою роль. // Аргументы и факты, 2009, № 26
29. Овчинников В. За взятку – к высшей мере. //Российская газета. – 2009, 25 июня.
30 Никандров Н.Д. Духовно-нравственная культура и российская школа. // Педагогика, 2009, № 3.
31. Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования. // Педагогика, 2009, № 4.
32. Дронов В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы. // Педагогика, 2009, № 4.
33. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. // Педагогика, 2009, № 4.
34. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования. // Педагогика, 2008, № 8.
35. Максаковский В.П. «Дерзайте, ныне ободрены…» // Мир образования – образование в мире, 2005, № 4.

Статья опубликована: журнал «Известия Российской академии образования», 2009, N 4.