НАУЧНАЯ ШКОЛА МПГУ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ*

История формирования научной школы социально-экономической географии в МПГУ насчитывает уже почти девять десятилетий. Вполне естественно, что ее можно подразделить на несколько последовательных этапов развития.

Первый этап, который правильнее всего было бы назвать этапом зарождения научной школы, охватывает десятилетие с 1925 г., когда на Педагогическом факультете Второго МГУ была образована кафедра географии, до 1934 г. Хотя эта кафедра по существу была общегеографической и занималась вопросами и физической и экономической географии, первым ее заведующим (1925-1930 гг.) был известный в ту пору экономико-географ,  проф. С.В. Бернштейн-Коган. Затем на этом посту его сменил физико-географ и методист, действительный член АПН СССР А.С. Барков. Этот этап зарождения научной школы социально-экономической географии в МПГУ не просто имел очень большое значение, но, можно утверждать, оказал едва ли не решающее воздействие на все ее дальнейшее развитие, что в свою очередь объясняется двумя главными причинами.

Первая из них заключается в том, что уже на данном этапе на кафедре сложился коллектив специалистов экономико-географов очень высокой квалификации, в состав которого входили профессора Н.Н. Баранский, Л.Д. Синицкий, А.А. Каменецкий, А.А. Рыбников, П.Н. Степанов, С.В. Бернштейн-Коган, И.А. Витвер, Н.П. Никитин, доц. Б.А. Тутыхин. Среди работ некоторых из перечисленных выше ученых в качестве примеров можно назвать «Очерки географии транспорта» С.В. Бернштейн-Когана (1930), и во многом полемические «Основные вопросы экономической географии» А.А. Рыбникова (1930).

Вторая, пожалуй, еще более важная причина заключается в том, что – формально не будучи заведующим кафедрой географии – ее идейно и творчески возглавлял признанный основоположник отечественной экономической географии Н.Н. Баранский (1881-1963 гг.), колоритнейшей фигуре которого посвящены многочисленные описания и исследования его учеников и последователей. Сошлемся для примера на Ю.Г. Саушкина, по словам которого «Николай Николаевич Баранский – самый крупный и разносторонний советский географ, заложивший основы советской экономической географии, создавший в этой области ведущую в нашей стране научную школу»[1]. К этой школе и ныне, спустя многие десятилетия, относит себя подавляющее большинство экономико-географов России. Так что можно только гордиться тем, что основы ее были заложены Н.Н. Баранским в годы его работы на кафедре географии Второго МГУ. Именно здесь он смог целиком посвятить себя научной работе. Тогда же появились его новые печатные работы, важнейшая из которых – учебное пособие «Краткий курс экономической географии. Общий обзор СССР в целом. Обзор по экономическим районам» (1928). Собственно, с этого времени научная школа Н.Н. Баранского и получила наименование районной школы. Благодаря настойчивости Н.Н. Баранского и его учеников она пробила себе дорогу в постоянной борьбе с господствовавшей до этого школой ленинградского профессора В.Э. Дена, преимущественно политико-экономической, а не географической.

Н.Н. Баранскому удалось добиться того, что, по его собственным словам – «все члены кафедры относились к своему делу с исключительным рвением и пылом, каждый вкладывал в дело большой энтузиазм, заражал этим энтузиазмом коллег: все отчетливо сознавали, что дело идет хорошо у всего коллектива; все это чрезвычайно подбадривало и создавало исключительно здоровую и полезную в рабочем отношении обстановку»[2].

Второй этап и развитие научной школы социально-экономической географии в МПГУ, хотя и с некоторой степенью условности, можно распространить на довольно продолжительный период времени, охвативший и предвоенные и послевоенные годы – примерно с 1935 до 1960 гг. Начало его связано с преобразованием Педагогического факультета Второго МГУ в самостоятельный Педагогический институт, в составе которого была сформирована специализированная кафедра экономической географии. Конец же этапа ознаменовался слиянием МГПИ им. В.И. Ленина и Московского городского пединститута им. Потемкина. С позиции школы социально-экономической географии ключевыми  фигурами на втором этапе следует считать проф. Н.Н. Баранского, проф. Р.М. Кабо, проф. Ю.Г. Саушкина, проф. Н.И. Ляликова, доц. М.Г. Соловьеву.

Несмотря на переход Н.Н. Баранского на основную работу из Второго МГУ в Московский государственный университет, он до 1946 г. продолжал работать в МГПИ, где в 1936-1937 гг., в 1941-1946 гг. был заведующим кафедрой. Но фактически его влияние на работу кафедры было весьма большим и в то время, когда он был заведующим кафедрой. Тридцатые годы в истории советской экономической географии были годами борьбы за специфику науки, за отграничение от других наук, за ее становление как географической дисциплины. В это время большое значение для дальнейшего развития экономической географии в нашей стране как науки и предмета преподавания имели постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 16 мая 1934 г. о преподавании географии в средней школе и постановление Президиума Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР от 14 июня 1934 г. о преподавании экономической географии в вузах и втузах. Основные положения этих постановлений закреплялись в работе кафедры экономической географии института, чему весьма содействовала научная и преподавательская деятельность Н.Н. Баранского, автора многочисленных исследований по теории экономической географии и по методике ее преподавания в высшей и средней школе. Н.Н. Баранского привлекала в педагогическом институте близость института к школе, общение с учителями и возможность воздействовать на преподавание экономической географии через подготовку учителей географии. Неудивительно, что в эту пору именно Н.Н. Баранский стал основателем и первым главным редактором журнала «География в школе». Нельзя не добавить, что еще в 1939 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1962 г. стал Героем Социалистического Труда.

Для развития научной школы кафедры на втором этапе очень многое сделал и Рафаил Михайлович Кабо (1886-1957 гг.). Став, как и Н.Н. Баранский, с юных лет профессиональным революционером, Р.М. Кабо не получил систематического образования, но это не помешало ему со временем превратиться в высококвалифицированного экономико-географа. На кафедре экономической географии МГПИ Р.М. Кабо работал в течение 17 лет – с 1933-34 гг. до 1950-1951 гг. При этом в 1933-1934, в 1939-1940, в 1946-1949 гг. он заведовал этой кафедрой. Его научные интересы были связаны, прежде всего, с теорией географии и географией населения.

К числу наиболее ярких фигур на кафедре того времени, безусловно, следует отнести Юлиана Глебовича Саушкина (1911-1982 гг.), одного из наиболее талантливых учеников Н.Н.Баранского. Ю.Г. Саушкин был студентом, затем аспирантом географического факультета МГУ, но после защиты кандидатской диссертации в 1937 г. перешел на работу в МГПИ, куда его пригласил Н.Н. Баранский. Здесь Ю.Г. Саушкин одно время заведовал кафедрой экономической географии, в 1940 г. стал деканом факультета, отсюда же в 1941 г. добровольцем ушел на фронт, где был тяжело ранен. «Разносторонняя деятельность Ю.Г. Саушкина в пединституте им. В.И. Ленина, — можно прочитать в книге о нем – оказала большое влияние на развитие школьной географии. Как и Н.Н. Баранский, он требовал от будущих учителей географии творческого отношения к педагогическому процессу, широкой культуры, глубокого понимания сущности географических явлений и взаимосвязей, умения ярко и образно рассказать о них слушателям»[3].

Доцент, затем профессор Николай Иванович Ляликов (1900-1961 гг.) проработал на кафедре экономической географии МГПИ двадцать лет, с 1941 г. до своей кончины. Он известен как автор учебников для средней и высшей школы, работ в области географии населения и региональной экономической географии.

Наконец, замыкает этот перечень ведущих преподавателей кафедры экономической географии МГПИ на втором этапе ее развития доцент Маргарита Григорьевна Соловьева (1909-1996 гг.), которая известна своими работами по типологии стран мира, по отдельным зарубежным странам и как автор учебников и пособий для средней и высшей школы. Следует отметить, ч то в течение десяти лет, с 1941 по 1950 гг., она возглавляла кафедру экономической географии, вложив в эту работу очень много сил.

Кроме того, в 30-е-40-е гг. на кафедре, хотя и недолго, работали такие известные ученые как проф. В.М. Четыркин, проф. М.И. Галицкий, проф. Л.Ф. Турчанович, проф. И.С. Звавич, доц. П.И. Глушаков, доц. А.К. Тимашев, а в 50-е гг. — д.г.н. В.В. Покшишевский и д.э.н. П.М. Алампиев. В начале 50-х гг. состав кафедры пополнился также молодыми преподавателями, выпускниками географического факультета МГУ – С.Н. Раковским (1951 г.) и В.П. Максаковским (1953 г.).

Что же касается наиболее важных работ членов кафедры, относящихся ко второму этапу, о среди них, видимо, в первую очередь следует назвать учебник Н.Н. Баранского для восьмого класса средней школы «Экономическая географии СССР» (1935), который выдержал затем много изданий и в начале 50-х гг. был отмечен Государственной  (Сталинской премией, а также монографию Р.М. Кабо «Города Западной Сибири» (1949),  книгу М.Г. Соловьевой «Афганистан» (1946), В.В. Покшишевского о Якутии (1957), Н.И. Ляликова об Украине (1954).

Началом третьего этапа развития научной школы социально-экономической географии в МПГУ, как уже было от мечено выше, логичнее всего считать объединение Государственного и Московского пединститутов в один педагогический институт в 1960 г. При этом, естественно, произошло укрупнение и географо-биологического факультета, и одной из его ведущих кафедр – кафедры экономической географии. Из №ленинцев» на кафедре остались работать М.Г. Соловьева, Н.И. Ляликов, С.Н. Раковский, В.П. Максаковский и некоторые другие преподаватели, с «потемкинцами» пришли проф. Н.П. Никитин, доц. А.Г. Артемьева, доц. И.Н. Смидович, ст. препод. А.А. Ивантер. При этом нельзя не отметить, что слияние двух разных коллективов произошло фактически безболезненно, и это весьма положительно сказалось на всей работе кафедры.

При объединении двух кафедр в одну ее заведующим был назначен профессор Николай Павлович Никитин (1893-1975 гг.), уже имевший к тому времени большой стаж педагогической, да и научной работы. Как уже отмечалось, он входил в состав кафедры экономической географии Педагогического факультета « МГУ, преобразованного в дальнейшем в МГПИ им. В.И. Ленина. Он являлся автором ряда работ по экономическому районированию, по экономической географии Центрального района, по истории отечественной экономической географии и одним из авторов и редакторов учебного руководства по экономической географии СССР для педвузов. Н.П. Никитин заведовал кафедрой экономической географии сравнительно не долго – до 1968 г., когда он перешел в профессора-консультанты, передав руководство кафедрой тогда еще доценту, а с 1970 г. профессору В.П. Максаковскому.

Определить конец третьего этапа развития научной школы кафедры социально-экономической географии значительно сложнее, чем его начало. Условно можно считать, что он продолжался до начала 90-х гг., или до распада Советского Союза. Разумеется, за столь долгое время на кафедре произошла значительная смена поколений. Старшее поколение, что называется, сошло со сцены, уступив место молодому поколению, которое – согласно закону природы – затем стало сначала средним, а затем тоже старшим. Особо нужно отметить, что на протяжении всего третьего этапа состав кафедры пополнялся за счет аспирантов старшего поколения, что обеспечивало необходимую творческую преемственность поколений. Еще в 1964 г. молодым преподавателям, только что закончившим аспирантуру при кафедре, стал В.Я. Ром. За ним последовали В.И. Гончар, А.П. Кузнецов, В.П. Дронов, Ю.П. Рязанов, А.М. Кондаков, Е.Л. Плисецкий, А.А. Лобжанидзе и некоторые другие преподаватели. Привлечение же новых преподавателей со стороны  (М. Р. Плоткин, Т.И. Синюкова) практиковалось значительно реже.

В научной и научно-методической работе кафедры на третьем этапе отчетливо сложились два основных направления.

Первое и главное из них – написание учебников и учебных пособий для средней и высшей школы. Примерами такого рода в области экономической географии СССР могут служить многочисленные учебники и пособия для высшей школы, где в качестве автора, редактора и соредактора выступал проф. Н.П. Главный из таких учебников вышел в 1973 г. К вузовской литературе относится и учебник М.Р. Плоткина «Основы промышленного производства» (1977). В качестве соавтора школьного учебника по курсу экономической географии СССР первым из членов кафедры выступил В.Я. Ром.

В какой-то мере еще более интересным оказался опыт подготовки учебников и учебных пособий по экономической и социальной географии зарубежных стран. При этом в первую очередь имеется в виду формирование для их создания авторских коллективов. Главный пример такого рода – создание коллективом членов кафедры из пяти человек (В.П. Максаковский – редактор, соавтор, А.Г. Артемьева, С.Н. Раковский, И.Н. Смидович, М.Г. Соловьева) нового учебника для 9 класса средней школы «Экономическая география зарубежных стран», который вышел в издательстве «Просвещение»  впервые в 1964 г. Удостоенный в 1977 г. Государственной премии СССР, этот учебник выдержал 20 изданий, а общий тираж его приблизился к 40 млн. экземпляров. Следовательно, по нему изучало географию зарубежных стран целое поколение советских людей.

Второй пример подобной коллективной работы – создание в 1980-1981 гг. нового учебника по экономической и социальной географии зарубежных стран для педагогических институтов. В авторский коллектив этого учебника вошли члены кафедры экономической и социальной географии МГПИ (В.П. Максаковский, С.Н. Раковский, М.Г. Соловьева), а также два представителя Института  Географии АН СССР – Я.Г. Машбиц и М.Б. Горнунг. В течение довольно длительного времени этот учебник использовался для изучения данного курса не только в педагогических институтах, но и в университетах.

В конце третьего этапа, т.е. в 80-е гг. первое направление научной и научно-методической работы кафедры продолжало расширяться. Например, издательство «Просвещение» выпустило учебное пособие для пединститутов «Экономическая и социальная география СССР». Оно вышло в двух частях под общей редакцией В.Я. Рома и способствовало повышению уровня преподавания этого важного курса. Если принимать во внимание научно-популярную литературу, то нельзя не отметить участие кафедры (В.П. Максаковский, С.Н. Раковский) в создании 20-томной географо-этнографической серии «Страны и народы», которая не потеряла своего значения до наших дней.

Второе, собственно научно-исследовательское, направление в работе научной школы кафедры на третьем этапе ее развития было представлено значительно меньше и ограничивалось в основном научными статьями в журналах и сборниках. К числу монографий, да и то с большой степенью условности, можно отнести только «Научные основы школьной географии» В.П. Максаковского («Просвещение», 1982). Докторская диссертация тоже была защищена только одна.

Четвертый этап развития научной школы социально-экономической географии в МПГУ охватывает 90-е гг.  XX в.  и начало  XXI в.  За это время произошла новая ротация персонального состава кафедры, но при этом удалось сохранить достаточно рациональное сочетание  преподавателей старшего, среднего и молодого возраста. Так, в 2006-2007 учебном году из общего числа преподавателей кафедры (17) возраст до 30 лет имели 4 человека, от 30 до 50 лет – 8 человек, от 50 до 75 – два и старше 76 лет – три человека.

Еще важнее отметить,  что из 17 преподавателей кафедры 13 имели ученые степени кандидатов и докторов наук. Из них докторов географических и педагогических наук – шесть, чего за всю историю кафедры почти никогда не было, да и ситуацию на других кафедрах географического факультета даже отдаленно не напоминает. Можно утверждать, что сказанное свидетельствует о научной силе и, соответственно, об авторитете кафедры экономической и социальной географии МПГУ. Кстати, именно это новое наименование кафедра получила в 1997 году.

На четвертом этапе научную школу кафедры экономической и социальной географии в первую очередь представляли следующие ее ведущие сотрудники.

Максаковский Владимир Павлович (1924 г. рожд.) – заведующий кафедрой с 1968 г., доктор географических наук, действительный член Российской академии образования, дважды лауреат Государственной премии СССР, лауреат премий Президента РФ  и Правительства РФ в области образования, почетный член Русского географического общества, а также географических обществ Болгарии и Чехии, почетный профессор МПГУ. В.П. Максаковский является автором около 700 печатный работ, в том числе нескольких десятков книг и брошюр, общим объемом в 1,7 тыс. печатных листов. Основные сферы его научных интересов – теории географии и методика ее преподавания в средней и высшей школе, география мирового хозяйства, география стран Европы, международное географическое разделение труда, глобальные проблемы человечества, историческая география. В.П. Максаковский – участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями.

Раковский Сергей Николаевич (1923 г. рожд.) — доктор географических наук, профессор и лауреат Государственной премии СССР, почетный член Русского географического общества, автор 500 печатных работ, участник Великой Отечественной войны. Круг научных интересов проф. С.Н. Раковского включает в первую очередь вопросы географии населения, политической географии   геополитики, географии стран Европы, географии Китая, а также методики преподавания экономической и социальной географии.

Ром Витольд Яковлевич (1928 г. рожд.) – профессор кафедры, автор около 300 печатных работ, тематика которых связана в первую очередь с экономической, социальной и истории ческой географией России и методикой ее преподавания.

Дронов Виктор Павлович (1949 г. рожд.) — доктор географических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. В.П. Дронов разрабатывает проблемы экономической и социальной географии России и в первую очередь ее промышленности и  инфрастуктуры. Много занимается, особенно в последнее время, также вопросами преподавания экономической и социальной географии, изданием учебников и пособий по этому предмету. Автор около 200 печатных работ.

Плисецкий Евгений Леонидович (1951 г. рожд.) – доктор педагогических наук, профессор кафедры, также выпускник, затем аспирант географического факультета МПГУ. Основные научные разработки связаны с учебным курсом коммерческой географии России и развитием мирового рынка.

Лопатников Дмитрий Леонидович (1961 г. рожд.) — доктор географических наук, профессор кафедры. Выпускник географического факультета МПГУ. Он работал в системе Академии наук, защищал кандидатскую диссертацию в Институте географии, докторскую, после окончания докторантуры, в МГУ. Научные интересы Д.Л. Лопатникова связаны, прежде всего, с проблемами постиндустриального общества и его экологического развития, стран зарубежной Европы, географии рекреации и туризма, учебной географии.

Лобжанидзе Александр Александрович (1961 г. рожд.) — доктор педагогических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии и в прошлом ее выпускник, затем аспирант. Президент Российской ассоциации учит елей географии (РАУГ). Сфера  научных интересов включает вопросы учебной географии, этнологии, экономической географии России. Опубликовал около 100 печатных работ.

В научной школе кафедры на четвертом этапе сохранились те же два главных направления, которые были отмечены выше, но оба они получили дальнейшее развитие.

По-прежнему, важнейшим остается направление, связанное с подготовкой учебников и учебных пособий для средней  и высшей школы. Для средней школы с 1990 г. издается учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», который в 1996 г. был отмечен премией Президента РФ. Учебники по экономической географии России, а потом по географии России для средней школы были написаны В.Я. Ромом, В.П. Дроновым, А.А. Лобжанидзе, учебник по курсу коммерческой географии России – Е.Л. Плисецкий. Для высшей школы В.П. Максаковским были подготовлены учебники «Географическая культура» (ВЛАДОС, 1998), «Историческая география мира» (Экопрос, 1999), «Географическая картина мира» (Дрофа, 1 ч. 2003, 2 ч. 2005). Кроме того, им же были подготовлены пособие для учителей по курсу 10 класса и две книги в серии «Библиотека учителя географии»: «Преподавание географии в зарубежной школе»  (ВЛАДОС, 2001), и «Литературная география» («Просвещение», 2006),  а также  богато иллюстрированное научно-популярное и справочное издание «Всемирное культурное наследие»  («Просвещение», 2003).  Пособия для учащихся, учителей и студентов выпустили и  многие другие преподаватели кафедры – Н.Н. Роготень, Е.В. Баранчиков, А.А. Лобжанидзе, Д.В. Заяц, С.А. Горохов, Д.Л. Лопатников, Е.Л. Плисецкий, В.Я. Ром. В.П. Дронов, являющийся с 2006 г. не только профессором кафедры, но и главным редактором издательства «Просвещение», имеет теперь самое непосредственное отношение к изданию учебной литературы и руководит подготовкой во многом принципиально новой серии учебников «Сферы». Можно добавить, что еще в 1999-2000 гг. под руководством В.П. Дронова, как декана факультета, небольшим авторским коллективом была разработана новая концепция школьной географии. Он же принимал и продолжает принимать участие  в разработке новых поколений стандартов высшего географического образования.

Второе, собственно научное, направление в работе кафедры на четвертом этапе тоже получило усиление. Во-первых, оно нашло выражение в защите докторских диссертаций С.Н. Раковским, В.П. Дроновым, Д.Л. Лопатниковым, Е.Л. Плисецким, А.А. Лобжанидзе. Во-вторых, это направление нашло выражение в увеличении числа издаваемых членами кафедры монографий (С.Н. Раковский, В.П. Дронов, А.А. Лобжанидзе, Е.Л. Плисецкий и в особенности Д.Л. Лопатников).

Для характеристики научной деятельности кафедры можно использовать и показатель числа публикаций. Только за период с 2000 до 2006 гг. включительно сотрудниками кафедры было опубликовано 248 работ  общим объемом в 1255 печ. листов. Это свидетельствует о весомом вкладе кафедры в развитие отечественной географии.

Головная роль кафедры экономической и социальной географии МПГУ в системе педагогических вузов России выражается также в подготовке кандидатов наук через  аспирантуру и соискательство. Согласно кафедральной статистике всего  с 1941 г. кандидатские диссертации защитили 150 человек. По научным руководителям они распределяются следующим образом:

проф. Р.М. Кабо (1941-1955) – 12

проф.Н.П. Никитин (1947-1970) – 18

проф.Н.И. Ляликов (1948-1961) – 6

доц. М.Г. Соловьева (1953-1966) – 4

доц. А.Г. Артемьева (1954-1964) – 2

проф. В.В. Покшишевский (1955-1965) – 6

проф. В.П. Максаковский (1972-2010) – 28

проф. С.Н. Раковский (1970-2008) – 21

проф. В.Я. Ром (1975-2008) – 35

проф. В.П. Дронов (1998-2008) – 10

Очень многие молодые ученые, получившие путевку в жизнь на кафедре, затем стали докторами наук, известными деятелями в области экономической и социальной географии. Например, из учеников Р.М. Кабо – это С.И. Брук, Е.Л. Шувалов, из учеников Н.П. Никитина – М.К. Снытко, из учеников М.Г. Соловьевой – Б.П. Супрунович, П.В. Лепин, из учеников Н.И. Ляликова – Н.И. Блажко, И.К. Орфанов, В.Я. Любовный, из учеников В.В. Покшишевского – Ф.М. Листенгурт, из учеников А.Г. Артемьевой – М.М. Голубчик, Н.В. Алисов, из учеников В.П. Максаковского – А.П. Лиферов, А.М. Кондаков (Лиферов уже является действительным членом, а Кондаков членом-корреспондентом РАО), из учеников  В.Я. Рома – В.П. Дронов, Е.Л. Плисецкий, Т.И. Герасименко.

Выпускники кафедральной аспирантуры и ныне работают в десятках городов России, некоторые из них являлись или являются ректорами университетов (Е.Л. Шувалов, А.П. Лиферов, П.В. Лепин), очень многие – деканами факультетов и заведующими кафедрами. Пожалуй, особенно много кандидатов наук кафедра подготовила для Нижнего Новгорода, Смоленска, Пензы, Новосибирска, Челябинска, Ярославля, Волгограда, да и ряда других городов, включая республики бывшего СССР.

По мере развития кафедральной школы СЭГ происходило расширение ее международных связей. В.П. Максаковский в течение 16 лет (1976-1992 гг.) являлся членом постоянной комиссии по географическому образованию Международного географического союза. Он выступал с докладами на конгрессах МГС в Москве (1976), в Токио (1980), в Париже (1984), в Сиднее (1988), а также на съездах географов в Болгарии, Чехословакии, ГДР, Венгрии. В.П. Максаковский, С.Н. Раковский и В.Я. Ром в 80-х годах по заданию Министерства просвещения  участвовали в работе нескольких двусторонних комиссий по анализу учебников географии и истории. В 1990 г. В.П. Максаковский и В.Я. Ром выезжали в США для обсуждения вопросов школьного географического образования. А.А. Лобжанидзе, как президент Российской ассоциации учителей географии, работает в контакте с соответствующей Европейской ассоциацией – Евро Гео. С.Н. Раковский в 1955-1957 гг. работал в Китае в качестве советского специалиста и советника при  Пекинском педагогическом институте. Он читал лекции также в Ханое. В 80-90-е годы С.Н. Раковский выступал с докладами на географических съездах в ГДР, Польше, Болгарии. В.П. Дронов имеет постоянные деловые контакты с зарубежными географами по ли НИИ издательства «Просвещение».

В России кафедра поддерживает более или менее регулярные контакты с Министерством образования и науки, с Российской академией образования (В.П. Максаковский, В.П. Дронов). Необходимые деловые связи сохраняются:

— с Географическим факультетом МГУ, где Д.Л. Лопатников является членом Диссертационного совета, а В.П. Максаковский долгое время входил в состав УМО классических университетов; теперь в него входит А.А. Лобжанидзе.

— с Институтом географии РАН, где В.П. Максаковский долгое время являлся членом Ученого совета, Диссертационного совета по экономической и социальной географии и членом Национального комитета советских (затем – российских) географов. Теперь в работе упомянутого Диссертационного совета участвует В.П. Дронов.

— с Русским географическим обществом, в состав Совета которого долгое время входил В.П. Максаковский. А теперь входит А.А. Лобжанидзе, выполняющий обязанности председателя комиссии по образованию. В 2012 г. А.А. Лобжанидзе стал также научным руководителем гранта РГО «Школьные экспедиции к объектам наследия ЮНЕСКО».

— С редакциями научно-методических географических журналов «География в школе» и «География и экология в школе XXI века», где В.П. Максаковский, В.П. Дронов и А.А. Лобжанидзе являются членами редсоветов или редколлегий; Д.В. Заяц входит в редакцию журнала «География».

Пятый этап в развитии научной школы социально-экономической географии в МПГУ можно назвать современным, так как он охватывает самый последний период – примерно с 2010 г. На этом этапе кафедре пришлось столкнуться со многими трудностями, которые внесли значительные коррективы в ее деятельность.

Первая из этих трудностей связана с переходом на двухуровневую систему обучения студентов по ФГОС нового поколения, что привело к кардинальной перестройке всего учебного процесса, сильнейшему усложнению расписания учебных занятий, значительному увеличению числа читаемых учебных курсов и необходимости составления многих десятков новых учебных программ. Вторая трудность заключается в сильном изменении кадрового состава кафедры, который связан с естественной ротацией кадров, но также с курсом ректората на ежегодное сокращение штатных ставок. В результате общее число преподавателей кафедры уменьшилось до 11, а число штатных ставок до 8,5. Тем не менее, кафедра в целом сохранила свою работоспособность. В ее составе 4 доктора наук (но В.П. Максаковский не имеет постоянной учебной нагрузки, а В.П. Дронов и Д.Л. Лопатников работают на 0,25 ставки), 5 доцентов и 2 ст. преподавателя. Возрастной состав: до 40 лет имеют 3 преподавателя, от 40 до 60 – 6 и свыше 60 – 2. В большинстве своем все они являются выпускниками географического факультета МПГУ или его аспирантуры. Поэтому они могут назвать свою кафедру «родной кафедрой». А это очень многое значит.

Из анализа сложившейся ситуации на ближайшую перспективу для кафедры вытекают следующие главные задачи:

во-первых, сохранить имидж сильной и уважаемой в географических кругах кафедры. Для этого необходимо сохранить и по возможности увеличить число работающих на кафедре докторов наук и опытных доцентов, разработать реальный план повышения квалификации ППС, решить ряд пока еще  не решенных кадровых вопросов.

Во-вторых, продолжить совершенствование учебного процесса кафедры. Здесь речь идет о лекциях, включая освоение многих новых курсов, о лабораторных занятиях, которые нуждаются в серьезном обновлении методики и более широком внедрении системно-деятельного подхода, о летних полевых практиках, о формах контроля за учебным процессом (балльно-рейтинговая система, открытые учебные занятия), о защите курсовых работ. Первостепенное внимание следует уделить также активизации работы методических объединений кафедры, выбору профиля магистратуры.

В-третьих, по возможности не снижать уровень научной работы. По всей видимости, основным направлением этой работы остается подготовка учебников и пособий для средней школы (В.П. Максаковский, В.П. Дронов, Д.Л. Лопатников, А.А. Лобжанидзе). Появление монографии можно ожидать от С.А. Горохова, работающего над докторской диссертацией. Следует также уделить большее внимание проведению научных конференций и активизации научной работы студентов.

В-четвертых, искать пути сохранения аспирантуры при кафедре. До недавнего времени, исходя из наличия шести докторов наук, кафедра стремилась брать как можно больше аспирантов,  в 2010 г. число их достигло 18. Но этот расчет в целом не оправдался – почти никто из аспирантов в срок свою диссертацию не защитил, да и отсев из аспирантуры был довольно значителен. Ныне число аспирантов на кафедре сократилось до 9, что ей вполне по силам, но сильнейшим ударом по аспирантуре стало закрытие Диссертационного совета на факультете, который, по всей видимости, восстановлен не будет. В результате решение этой задачи оказывается для кафедры едва ли не самым сложным.

В-пятых, сохранить и развивать традиции кафедры, некоторые их которых, к сожалению, уже подверглись коррозии.

Все эти трудные задачи кафедре придется решать под руководством нового заведующего – доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАЕН Александра Александровича Лобжанидзе, который по моей просьбе был назначен ректором МПГУ заместителем заведующего кафедрой еще в декабре 2011 г. и, следовательно, имеет стаж руководства почти в 2,5 года, что вполне достаточно. Остается пожелать ему и всей кафедре всяческих успехов в работе.

 

* Написано в апреле 2014 г.

[1] Экономическая и социальная география в СССР. История и современное развитие. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. — С.218.

[2] Н.Н.Баранский. Моя жизнь в экономгеографии. – М.: МГУ, 2001. – С. 27.

[3] Лавров С.Б., Перцик Е.Н., Глушкова В.Г., Саушкин Ю.Г. Люди науки. – Смоленск: Ойкумена, 2001. – с. 20.

Сохранить